ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ
Ростехнадзор разъясняет: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ


ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» экс­плуатирует изотермический резервуар для сжижен­ных атмосферных газов Т36 V 60К-Р2 (сосуд, работа­ющий под давлением); среда — жидкий кислород, мак­симальное количество опасного вещества О2 состав­ляет 6869 кг. Опасный производственный объект (ОПО), на котором эксплуатируют данный сосуд, за­регистрирован в Волжско-Окском управлении Ростех­надзора как объект III класса опасности.

В настоя­щее время ведется работа по получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Волжско-Окское управление Ростехнадзо­ра в ответ на предоставленные нами лицензионные материалы сообщило, что отсутствуют сведения о согласовании плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соот­ветствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, ут­вержденным постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730; не пред­ставлены копии договоров на обслуживание с профес­сиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных докумен­тов соискателя лицензии об организации собствен­ных аварийно-спасательных служб, а также копии до­кументов, подтверждающих аттестацию професси­ональных аварийно-спасательных служб или форми­рований в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».

С дан­ными замечаниями Ростехнадзора мы не согласны. В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (да­лее — Федеральный закон № 116-ФЗ) «планирование мероприятий по локализации и ликвидации последст­вий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пункта­ми 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федераль­ному закону, осуществляется посредством разра­ботки и утверждения планов мероприятий по лока­лизации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах». ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» эксплуатирует ОПО III класса опасности (используют оборудова­ние, работающее под избыточным давлением более 0.07 МПа), а по количеству опасного вещества ОПО относится к объектам IVкласса опасности.

Мы считаем, что отсутствуют основания для разработки, согласования и заключения с професси­ональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоров на обслуживание. Прошу дать разъяснения по данному вопросу со ссылкой на нормативные документы.

Д.А. Сметанин, менеджер по подготовке к эксплуатации и содержанию ОПО ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород»

На вопрос читателя отвечает и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопас­ности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спаса­тельными службами или профессиональными аварий­но-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации, создавать соб­ственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасатель­ные формирования, а также нештатные аварийно-спа­сательные формирования из числа работников.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последст­вий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплу­атирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и лик­видации последствий аварий.

Согласно п. 12 части 1 статьи 12 Федерального зако­на от 4 мая 2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производ­ственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Порядок лицензирования, лицензи­онные требования и условия установлены Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов II и III классов опасности (далее — Положение), утвер­жденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492. В соответствии с подпунктом «р» п. 5 Положения одно из лицензионных требований к лицензиату — наличие, в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ, догово­ров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатного аварийно-спаса­тельного формирования из числа производственного персонала лицензиата.

Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать договоры с профессио­нальными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными фор­мированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным ор­ганизацией.

Источник: Журнал «Безопасность труда в промышленности»
Категория: Статьи, очерки, публикации | Добавил: Партнер (15.09.2017)
Просмотров: 1206 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar